Главная Новости Бакытжан Сайлыбаев: Мой каждый ученик уникален
30 декабря 2024, 14:01 1157

Бакытжан Сайлыбаев: Мой каждый ученик уникален

Бакытжан Сайлыбаев: Мой каждый ученик уникален

Четверть века из своего профессионального стажа мастер производственного участка электрического цеха ТЭЦ-1 им. Б. Оразбаева Бакытжан Ермекбаевич Сайлыбаев посвятил наставничеству. За это время он обучил около 20 молодых специалистов.  ​

– Каждый из них был уникален и привнес в процесс что-то свое, – так отзывается он о своих учениках и гордится всеми. – У меня было множество возможностей обучать, вдохновлять и поддерживать людей в их профессиональном и личном росте. Этот долгий путь дал мне возможность увидеть, как изменяются и развиваются не только мои молодые коллеги, но и сам процесс наставничества.

Бакытжану Сайлыбаеву есть с чем сравнивать, ведь и он сам в свое время прошел школу на производстве, а его наставниками были лучшие специалисты того времени. Они учили его не только мастерству, но и «огранили» его как личность, заложив в том числе и навыки наставничества. 

 – Я с теплотой вспоминаю своих наставников. Их было двое – Михаил Кузьмич Мереха и Пётр Иванович Мелеха. Оба наставника оставили глубокий след в моем сердце. Они не только передали мне знания, но и заложили основы моих ценностей как наставника. Их уроки о стойкости, уважении к людям и важности командной работы до сих пор в моей практике, – делится своими воспоминаниями Бакытжан Ермекбаевич. – Михаил Кузьмич был человеком с богатым жизненным опытом и глубокими знаниями. От него я научился не только профессиональным навыкам, но и тому, как сохранять уверенность в себе даже в самых сложных условиях. Он всегда подчеркивал важность командной работы и взаимопомощи, что я впоследствии применил в своей практике наставника. Пётр Иванович, в свою очередь, был настоящим образцом человечности и доброты. Его подход к обучению был очень индивидуализированным — он всегда стремился выявить сильные стороны каждого и помочь развить их. Это научило меня, что настоящая поддержка заключается в умении слушать и видеть в каждом человеке потенциал.

То, что заложили его наставники сформировало и его профессиональный кругозор, и его педагогическое мировоззрение. Он говорит, что наставничество для него — это не просто передача знаний и навыков, а процесс формирования личности и помощи молодому человеку в раскрытии потенциала. 

– Наставничество – это возможность делиться своим опытом и вдохновлять молодое поколение, помогая им не только в профессиональной сфере, но и в личной жизни, – раскрывает свои подходы Бакытжан Ермекбаевич. – Самое сложное в этой работе — донести до молодого работника важность и ценность моих многолетних знаний и практического опыта. Понятно, что молодежь зачастую приходит с новыми идеями и методами. И это – замечательно! Но иногда они могут быть не готовы воспринимать традиционные подходы или советы, основанные на многолетней практике. Убедить их в том, что некоторые вещи проверены временем и могут значительно упростить их путь, — задача непростая. Кроме того, бывает сложно установить доверительные отношения. А это необходимо для того, чтобы молодой работник чувствовал себя комфортно, обсуждая свои сомнения и трудности. Создание такого пространства требует времени и усилий, и иногда на это уходят месяцы или даже годы. Некоторые ребята быстро усваивали информацию и проявляли инициативу, другие же нуждались в большем внимании и поддержке. Каждый опыт был ценен, и я рад, что мог внести свой вклад в их развитие.

Как и все настоящие наставники, он по мере возможности держит в поле своего зрения их дальнейшую карьеру и судьбу. Как и все наставники он «болеет» за своих, переживает, гордится многие годы спустя. 

– Я всегда горжусь успехами своих учеников, и для меня это не просто формальное признание. Больше других мне запомнился Александр Алексеевич Климов, – рассказывает наставник. – Он стал не только успешным специалистом, но и нынешним начальником нашего электрического цеха, и в какой-то момент сам стал и мне… наставником. «Ученик превзошёл учителя» — это не просто фраза, а реальность, и я искренне радуюсь их успехам. Это действительно вдохновляет! Когда мы только начали работать вместе, я увидел в нем большой потенциал и стремление к обучению. Александр всегда проявлял любопытство, задавал много вопросов. Он не боялся принимать вызовы, быстро усваивал новые знания и умело применял их на практике. Сейчас, когда он занимает такую важную позицию, мне особенно приятно видеть, как он применяет полученные знания и навыки в работе. Это подтверждает, что наш совместный труд, действительно, дал свои плоды, и я рад, что смог сыграть роль в его успешной карьере. Когда вижу, что мои ученики применяют знания и навыки, которые мы вместе развивали, и достигают больших высот, понимаю, что все усилия были не напрасны. Их достижения не только поднимают мой профессиональный дух, но и мотивируют меня продолжать учить и развивать новые таланты. К примеру, мой ученик, Максат Астаубаев, сейчас работает главным инженером станции.

Наставничество – это не простая формальность, как думают многие. Это серьезный труд, зачатую идущий параллельно с основной работой. Он требует немало сил и духовных, и физических, знаний, подходов. Путь наставничества сопровождают и трудности. О них также откровенно говорит Бакытжан Ермекбаевич, полагая, что знание о трудностях может быть полезно тем, кто только начинает этот путь.   

 – В нашей работе, как и в жизни, возникают разные сложности. Одна из них — это взаимодействие с молодыми специалистами, у которых иногда бывает недостаток опыта или терпения. Я стараюсь подходить к таким ситуациям с пониманием. Также юмор и шутка помогают создать более расслабленную атмосферу и снять напряжение. В конечном счете, важно помнить, что все мы учимся друг у друга, и каждая сложность — это возможность для роста, – подчеркивает он. –Наставничество приносит пользу как ученикам, так и наставникам. Для ребят это, прежде всего, знания и опыт, которые они получают, работая под руководством более опытного человека. Они могут учиться на практике, задавать вопросы и получать обратную связь, что делает процесс обучения более глубоким и осмысленным. Для меня, как наставника, радость приходит, когда я вижу, как мои ребята преуспевают и достигают успехов. В конечном итоге, наставничество создает взаимовыгодные отношения, где обе стороны растут и развиваются.

В его наставнической коллекции немало удивительных историй. Но самое примечательное то, что он не просто их пересказывает, но и анализирует и обязательно находит зерно, делает выводы. Одной из таких историй – очень поучительной – он поделился. 

–  Один из самых запоминающихся случаев произошел, когда к нам в мастерскую пришел молодой парень, физик по образованию, – рассказывает Бакытжан Ермекбаевич. – Он был полон идей и энтузиазма, но столкнулся с неожиданной проблемой: мы долго пытались вычислить площадь квадрата! Сначала я думал, что это шутка, но вскоре понял, что он искал более сложное решение, чем простое «сторона в квадрате». Мы провели целую дискуссию, обсуждая различные методы и подходы. В конце концов, после долгих размышлений и обсуждений, мы пришли к простому решению, и он с улыбкой осознал, что иногда самые простые вещи могут быть самыми сложными. Этот случай стал для нас уроком: важно не забывать о базовых понятиях, и иногда следует просто вернуться к основам. Кроме того, это показало, как разные подходы могут вести к одному и тому же результату, и в конечном итоге это стало отличной основой для дальнейшего обучения.

Что примечательного в этой истории и как характеризует такой подход наставника? Пожалуй, как мастера-педагога: кто-то мог бы взорваться, что таких простых вещей человек не знает; кто-то бы авторитарно объяснял, как надо делать – так и никак иначе. Но он увидел труд ума, расширение диапазона подходов, способность ученика к вариативности, альтернативности в решении проблем, а значит и способность к рационализаторскому мышлению. И хотя в итоге вернулись к классическому варианту, состоявшийся урок раскрыл и ученика, и педагога как двух почти равных профессионалов. Он и сам это подтверждает. 

– Для наставника важны несколько ключевых качеств. Во-первых, это спокойствие. Способность сохранять хладнокровие в сложных ситуациях помогает создать атмосферу доверия и уверенности, – говорит мастер. – Во-вторых, выдержка. Работа с молодыми специалистами может требовать времени и терпения, особенно когда они делают ошибки или сталкиваются с трудностями. Выдержка позволяет наставнику поддерживать их в процессе обучения. И, наконец, терпение. Это качество помогает наставнику объяснять материал несколько раз, находить подход к каждому ученику и быть готовым к различным темпам обучения. Все эти качества в совокупности способствуют созданию эффективного и вдохновляющего образовательного процесса. Мы же для того и соглашаемся на эту роль, чтобы научить молодых специалистов безопасно применять знания на практике. 

Именно в этом заключается ценность наставничества. Когда у начинающих специалистов есть опытный наставник, они могут задавать вопросы, обсуждать трудные моменты и получать поддержку в реальных ситуациях, уверен Бакытжан Сайлыбаев. 

– Но наставничество — это не только передача знаний. Наставник помогает формировать у ученика уверенность в своих силах. Это в итоге создает более безопасную и продуктивную рабочую среду, где каждый может учиться на своих ошибках, не боясь последствий. В результате, ребята становятся более квалифицированными и готовыми к вызовам, что приносит пользу не только им, но и всему цеху и производству, – заключает он. – Поэтому для меня быть наставником — это, прежде всего, большая ответственность. Я осознаю, что мои советы и действия могут существенно повлиять на развитие учеников и их карьеру. Это ощущение ответственности заставляет меня постоянно стремиться к самосовершенствованию и делиться знаниями максимально качественно. Но вместе с тем, это невероятно приятно, когда ученики обращаются за советом. Такое доверие говорит о том, что я смог создать открытую и поддерживающую атмосферу. Видеть, как они растут и достигают успехов, — это самое прекрасное ощущение, которое делает мою работу действительно значимой.

– Каждый из них был уникален и привнес в процесс что-то свое, – так отзывается он о своих учениках и гордится всеми. – У меня было множество возможностей обучать, вдохновлять и поддерживать людей в их профессиональном и личном росте. Этот долгий путь дал мне возможность увидеть, как изменяются и развиваются не только мои молодые коллеги, но и сам процесс наставничества.

Бакытжану Сайлыбаеву есть с чем сравнивать, ведь и он сам в свое время прошел школу на производстве, а его наставниками были лучшие специалисты того времени. Они учили его не только мастерству, но и «огранили» его как личность, заложив в том числе и навыки наставничества. 

– Я с теплотой вспоминаю своих наставников. Их было двое – Михаил Кузьмич Мереха и Пётр Иванович Мелеха. Оба наставника оставили глубокий след в моем сердце. Они не только передали мне знания, но и заложили основы моих ценностей как наставника. Их уроки о стойкости, уважении к людям и важности командной работы до сих пор в моей практике, – делится своими воспоминаниями Бакытжан Ермекбаевич. – Михаил Кузьмич был человеком с богатым жизненным опытом и глубокими знаниями. От него я научился не только профессиональным навыкам, но и тому, как сохранять уверенность в себе даже в самых сложных условиях. Он всегда подчеркивал важность командной работы и взаимопомощи, что я впоследствии применил в своей практике наставника. Пётр Иванович, в свою очередь, был настоящим образцом человечности и доброты. Его подход к обучению был очень индивидуализированным — он всегда стремился выявить сильные стороны каждого и помочь развить их. Это научило меня, что настоящая поддержка заключается в умении слушать и видеть в каждом человеке потенциал.

То, что заложили его наставники сформировало и его профессиональный кругозор, и его педагогическое мировоззрение. Он говорит, что наставничество для него — это не просто передача знаний и навыков, а процесс формирования личности и помощи молодому человеку в раскрытии потенциала. 

– Наставничество – это возможность делиться своим опытом и вдохновлять молодое поколение, помогая им не только в профессиональной сфере, но и в личной жизни, – раскрывает свои подходы Бакытжан Ермекбаевич. – Самое сложное в этой работе — донести до молодого работника важность и ценность моих многолетних знаний и практического опыта. Понятно, что молодежь зачастую приходит с новыми идеями и методами. И это – замечательно! Но иногда они могут быть не готовы воспринимать традиционные подходы или советы, основанные на многолетней практике. Убедить их в том, что некоторые вещи проверены временем и могут значительно упростить их путь, — задача непростая. Кроме того, бывает сложно установить доверительные отношения. А это необходимо для того, чтобы молодой работник чувствовал себя комфортно, обсуждая свои сомнения и трудности. Создание такого пространства требует времени и усилий, и иногда на это уходят месяцы или даже годы. Некоторые ребята быстро усваивали информацию и проявляли инициативу, другие же нуждались в большем внимании и поддержке. Каждый опыт был ценен, и я рад, что мог внести свой вклад в их развитие.

Как и все настоящие наставники, он по мере возможности держит в поле своего зрения их дальнейшую карьеру и судьбу. Как и все наставники он «болеет» за своих, переживает, гордится многие годы спустя. 

– Я всегда горжусь успехами своих учеников, и для меня это не просто формальное признание. Больше других мне запомнился Александр Алексеевич Климов, – рассказывает наставник. – Он стал не только успешным специалистом, но и нынешним начальником нашего электрического цеха, и в какой-то момент сам стал и мне… наставником. «Ученик превзошёл учителя» — это не просто фраза, а реальность, и я искренне радуюсь их успехам. Это действительно вдохновляет! Когда мы только начали работать вместе, я увидел в нем большой потенциал и стремление к обучению. Александр всегда проявлял любопытство, задавал много вопросов. Он не боялся принимать вызовы, быстро усваивал новые знания и умело применял их на практике. Сейчас, когда он занимает такую важную позицию, мне особенно приятно видеть, как он применяет полученные знания и навыки в работе. Это подтверждает, что наш совместный труд, действительно, дал свои плоды, и я рад, что смог сыграть роль в его успешной карьере. Когда вижу, что мои ученики применяют знания и навыки, которые мы вместе развивали, и достигают больших высот, понимаю, что все усилия были не напрасны. Их достижения не только поднимают мой профессиональный дух, но и мотивируют меня продолжать учить и развивать новые таланты. К примеру, мой ученик, Максат Астаубаев, сейчас работает главным инженером станции.

Наставничество – это не простая формальность, как думают многие. Это серьезный труд, зачатую идущий параллельно с основной работой. Он требует немало сил и духовных, и физических, знаний, подходов. Путь наставничества сопровождают и трудности. О них также откровенно говорит Бакытжан Ермекбаевич, полагая, что знание о трудностях может быть полезно тем, кто только начинает этот путь.   

– В нашей работе, как и в жизни, возникают разные сложности. Одна из них — это взаимодействие с молодыми специалистами, у которых иногда бывает недостаток опыта или терпения. Я стараюсь подходить к таким ситуациям с пониманием. Также юмор и шутка помогают создать более расслабленную атмосферу и снять напряжение. В конечном счете, важно помнить, что все мы учимся друг у друга, и каждая сложность — это возможность для роста, – подчеркивает он. –Наставничество приносит пользу как ученикам, так и наставникам. Для ребят это, прежде всего, знания и опыт, которые они получают, работая под руководством более опытного человека. Они могут учиться на практике, задавать вопросы и получать обратную связь, что делает процесс обучения более глубоким и осмысленным. Для меня, как наставника, радость приходит, когда я вижу, как мои ребята преуспевают и достигают успехов. В конечном итоге, наставничество создает взаимовыгодные отношения, где обе стороны растут и развиваются.

В его наставнической коллекции немало удивительных историй. Но самое примечательное то, что он не просто их пересказывает, но и анализирует и обязательно находит зерно, делает выводы. Одной из таких историй – очень поучительной – он поделился. 

–  Один из самых запоминающихся случаев произошел, когда к нам в мастерскую пришел молодой парень, физик по образованию, – рассказывает Бакытжан Ермекбаевич. – Он был полон идей и энтузиазма, но столкнулся с неожиданной проблемой: мы долго пытались вычислить площадь квадрата! Сначала я думал, что это шутка, но вскоре понял, что он искал более сложное решение, чем простое «сторона в квадрате». Мы провели целую дискуссию, обсуждая различные методы и подходы. В конце концов, после долгих размышлений и обсуждений, мы пришли к простому решению, и он с улыбкой осознал, что иногда самые простые вещи могут быть самыми сложными. Этот случай стал для нас уроком: важно не забывать о базовых понятиях, и иногда следует просто вернуться к основам. Кроме того, это показало, как разные подходы могут вести к одному и тому же результату, и в конечном итоге это стало отличной основой для дальнейшего обучения.

Что примечательного в этой истории и как характеризует такой подход наставника? Пожалуй, как мастера-педагога: кто-то мог бы взорваться, что таких простых вещей человек не знает; кто-то бы авторитарно объяснял, как надо делать – так и никак иначе. Но он увидел труд ума, расширение диапазона подходов, способность ученика к вариативности, альтернативности в решении проблем, а значит и способность к рационализаторскому мышлению. И хотя в итоге вернулись к классическому варианту, состоявшийся урок раскрыл и ученика, и педагога как двух почти равных профессионалов. Он и сам это подтверждает. 

– Для наставника важны несколько ключевых качеств. Во-первых, это спокойствие. Способность сохранять хладнокровие в сложных ситуациях помогает создать атмосферу доверия и уверенности, – говорит мастер. – Во-вторых, выдержка. Работа с молодыми специалистами может требовать времени и терпения, особенно когда они делают ошибки или сталкиваются с трудностями. Выдержка позволяет наставнику поддерживать их в процессе обучения. И, наконец, терпение. Это качество помогает наставнику объяснять материал несколько раз, находить подход к каждому ученику и быть готовым к различным темпам обучения. Все эти качества в совокупности способствуют созданию эффективного и вдохновляющего образовательного процесса. Мы же для того и соглашаемся на эту роль, чтобы научить молодых специалистов безопасно применять знания на практике. 

Именно в этом заключается ценность наставничества. Когда у начинающих специалистов есть опытный наставник, они могут задавать вопросы, обсуждать трудные моменты и получать поддержку в реальных ситуациях, уверен Бакытжан Сайлыбаев. 

– Но наставничество — это не только передача знаний. Наставник помогает формировать у ученика уверенность в своих силах. Это в итоге создает более безопасную и продуктивную рабочую среду, где каждый может учиться на своих ошибках, не боясь последствий. В результате, ребята становятся более квалифицированными и готовыми к вызовам, что приносит пользу не только им, но и всему цеху и производству, – заключает он. – Поэтому для меня быть наставником — это, прежде всего, большая ответственность. Я осознаю, что мои советы и действия могут существенно повлиять на развитие учеников и их карьеру. Это ощущение ответственности заставляет меня постоянно стремиться к самосовершенствованию и делиться знаниями максимально качественно. Но вместе с тем, это невероятно приятно, когда ученики обращаются за советом. Такое доверие говорит о том, что я смог создать открытую и поддерживающую атмосферу. Видеть, как они растут и достигают успехов, — это самое прекрасное ощущение, которое делает мою работу действительно значимой.

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: